Мы постоянно сталкиваемся с поистине огромными объемами информации. В данный момент в ваш мозг поступает информация: о функционировании вашего тела; о помещении, в котором вы находитесь; вы воспринимаете слова, которые сейчас читаете; возможно, слушаете музыку или в вашем сознании всплывают какие-то воспоминания. И это только маленькая часть беспрерывного потока информации. Если бы все это поступало непосредственно в ваше сознание, мозг бы просто перегорел.
Какие-то факты мы воспринимаем, что-то наоборот игнорируем. Таким образом, появляются стратегии восприятия и обработки информации, которые обуславливают нашу реакции и поведение.
Определив или исправив ошибки мышления, человек может значительно улучшить свое существование. Человек существует, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия, т.е. вырабатывая самостоятельную программу поведения. У каждого из нас в когнитивном функционировании есть свое слабое место — «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психологическому стрессу.
Стратегии обработки информации, нарушающие адаптивное поведение:
«Чтение мыслей». За другого додумывается его возможная оценка той или иной ситуации или самого человека. «Он думает, что я плохой работник». Вывод строится не на внешних признаках, а на склонности клиента предугадывать.
«Гадание». Гредсказывается будущее (чаще всего негативные события). Вывод идет не на основе анализа реальности, а связан с беспокойством человека по этому поводу. «Я точно не сдам этот экзамен».
Катастрофизация. Преувеличение масштабов следствия. «Будет ужасно, если я не получу красный диплом».
Использование ярлыков. Оценка людей и событий с помощью «штампа» и в пользу этого «штампа», а не в пользу объективного описания. «Он — бабник» или «Я — неудачник».
Обесценивание. Успехи, которые достигнуты, считаются незначимыми и тривиальными. «То, что я отличный специалист, ничего не меняет. Я все равно остаюсь неудачником».
Негативный фильтр. Сосредоточенность на негативных сторонах жизни. «Люди не любят меня». + Последующая концентрация и проживание именно этой оценки.
Сверхобобщение. На основе единичного эпизода делается глобальный вывод. Из одного или нескольких случаев выводится общее правило, которое распространяется на широкий круг ситуаций. Н-р, девушка после после неудачного свидания приходит к следующему выводу: «Меня всегда будут отвергать. Меня никто и никогда не полюбит».
Дихотомическое (черно-белое) мышление. События рассматриваются в крайних оценках, никаких полутонов. «Это была пустая трата времени».
Долженствования. События интерпретируются в терминах, какими они должны быть. «Я должен получить повышение. Если я не сделаю этого, то я — неудачник, бесцельно тратящий время».
Эксцентрические персонализации. Ответственность партнеров подменяется идеей личной ответственности. «Мы расстались, потому что я была плохой девушкой».
Обвинение. Перекладывание ответственности на др.людей, обстоятельства, судьбу и т.д. «Все мои проблемы оттого, что мои родители неправильно со мной обращались в детстве».
Несправедливые сравнения. Сосредоточивание на других, которые добиваются большего успеха. «Другие в моем возрасте уже имеют все, а я ничего не добился».
Ориентация на сожаление. В прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. «Это нужно было делать раньше, а теперь момент уже упущен».
«Что если?» («А вдруг?»). Любое действие предполагает продолжение в виде этого вопроса. «Если я приглашу ее на свидание — что если она откажется»?
Добавить комментарий